Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 19 (133)'10 - Библиотеки и образование
Ему все возрасты покорны

Татьяна Леонидовна Леонова, заместитель директора МУК «ЦБС» г. Назарово Красноярского края


Кто сказал, что компьютер и Интернет — это удел молодых? Люди старшего возраста, в том числе пенсионеры, нуждаются в освоении современных технологий не меньше.

Мы давно мечтали об организации в нашей библиотеке компьютерных курсов для пожилых, но недостаточное техническое оснащение не позволяло нам реализовать эту идею.
Ситуация изменилась весной 2008 года, когда Фонд Михаила Прохорова (Фонд культурных инициатив) объявил открытый благотворительный конкурс «Новая роль библиотек в образовании» программного блока «Наука, образование, просвещение». В рамках конкурса Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры совместно с Фондом был организован обучающий семинар, целью которого была активизация проектной деятельности библиотек. Мне удалось принять в нём участие. Общение с ведущими семинара, особенно с О. В. Синициной, заместителем директора ВГБИЛ, укрепило меня в мысли, что проект по организации компьютерных курсов для пенсионеров действительно актуален.
В рамках разработанного нами проекта «С веком наравне» предполагалось обучить навыкам работы на компьютере, в Интернете и с электронной почтой 63 пенсионера. Большинство из посетителей наших курсов переехали в Назарово по краевым целевым программам «С севера на юг» и «Переселение жителей города Игарки». Немало у нас переселенцев с Чукотки и других северных территорий. Все они оказались отрезанными от своих родных, друзей, лишились привычного окружения. Общение по телефону дорого, письма идут очень долго. Электронная почта становится замечательной альтернативой — не требует больших материальных затрат и позволяет общаться с родными .
Сначала мы сомневались, под силу ли немолодым уже людям освоить программу курсов? Смогут ли рядовые сотрудники библиотеки вести занятия на достойном уровне? Но постепенно сомнения отпали. На подготовительном этапе мы приобрели необходимое оборудования и расходные материалы, проконсультировались с врачами-гериатрами из краевого геронтологического центра «Тонус», который стал нашим партнёром по проекту. В результате этих консультаций появилась теоретическая работа «Психологические и физиологические особенности пожилых людей», в которой говорится: «Приобщение к новым информационным технологиям XIX века может рассматриваться как один из вариантов включения пожилых людей в повседневную жизнь общества. Как мощное средство межличностной коммуникации и упрочения семейных отношений для родственников, разделённых расстоянием. Приобретение новых знаний обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить процесс старения организма».
Мы разместили объявления о курсах по городу, в Управлении Пенсионного Фонда РФ, управлении соцзащиты населения, в местных газетах. На местных телеканалах прошли новостные сюжеты о работе курсов. Горожане проявили большой интерес к этой библиотечной инициативе: с просьбой записать их на курсы обращались очень многие, и приходилось объяснять, что на данном этапе проекта предполагается обучение лишь конкретной целевой группы.
Поскольку задачей проекта было научить слушателей использовать компьютер и Интернет на бытовом уровне, то уровень подготовки сотрудников библиотеки оказался вполне достаточным для того, чтобы выступить в роли преподавателей. Заведующая информационно-библиографическим отделом
Т. В. Каюкова и библиотекарь по автоматизации Т. И. Зобнина прошли стажировку в Краевой Государственной научной библиотеке по интернет-технологиям в библиотечном обслуживании населения, разработали учебный план, программу занятий и методическое пособие, которые вручались всем обучающимся. При организации групп мы учитывали физиологические и психологические особенности людей старшего возраста, в каждой группе было не более четырёх человек. Это дало преподавателям возможность уделять каждому учащемуся индивидуальное внимание. Курс обучения длился один месяц, занятия проводились ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по 2 часа в день с перерывом в 15 минут для отдыха. Во время перерыва для снятия статического напряжения желающие занимались на велотренажёре, также приобретённым на грантовые средства.
В ходе реализации проекта библиотекарем читального зала О. Рогачёвой был подготовлен компакт-диск «Знакомьтесь, Назарово!» (электронный путеводитель по городу Назарово и его окрестностям с материалом обо всех объектах, которые могут интересовать немолодых людей, живущих в городе недавно). Путеводитель включает разделы «История города», «Природа города и его окрестностей», «Учреждения социальной сферы». Он был подарен каждому обучающемуся на курсах и стал для них своеобразным учебным пособием.
По завершении обучения проводилось анкетирование обучавшихся, позволившее составить социальный портрет среднего «курсанта»: это женщина в возрасте 58–59 лет, со средним специальным или высшим образованием, желающая работать и дальше, имеющая взрослых детей и подрастающих внуков. Самым старым нашим курсантом был мужчина 69 лет. Мужчин среди обучающихся оказалось в восемь раз меньше, чем женщин, они в среднем были на 5 лет старше, однако усваивали материал даже лучше.
Среди наших слушателей были люди различного уровня интеллектуального развития, материального достатка, имеющие разные жизненные приоритеты. Одни приходили с собственными современными ноутбуками, другие имеют лишь старенькие компьютеры, до того немало послуживший детям, кто-то и вовсе не имеет компьютера и не планирует его покупку. Две дамы готовят к изданию свои собственные книги. Кто-то воспитывает внучат и серьёзно занят приусадебным хозяйством, а были и такие, кто и сейчас может позволить себе путешествие в Париж. На занятиях было интересно всем; особенно слушателей поразило обилие разнообразной информации в Интернете. Многие удивлялись разноплановости библиотечных функций. По отзывам в анкетах выяснилось, что в целом замечаний к качеству обучения нет, но при этом в 50% анкет содержалась просьба об увеличении срока обучения. Из этого мы сделали вывод о необходимости дифференцированного подхода к набору групп. Требуется предварительное тестирование на предмет знания компьютера, общего развития человека. От этого зависит продолжительность и эффективность обучения.
Анализ анкет показал, что занятия на курсах компьютерной грамотности необходимы человеку в возрасте зрелости от 50 до 60 лет; приобретение новых знаний оказывается полезным и для людей более старшего возраста. Следует учитывать и тот факт, что многие люди, достигшие пенсионного возраста, продолжают работать, и знание компьютера, почтовых программ, Интернета им просто необходимо. Таких людей в наших группах было примерно половина, поэтому благотворительные курсы компьютерной грамотности являются серьёзным инструментом социальной поддержки населения. Анкетирование показало, что полученные знания люди, прошедшие обучение на курсах, собираются использовать не только для общения с родственниками, но и в работе, при организации своего досуга. Пенсионеры, недавно переехавшие из районов Крайнего Севера, это зачастую ещё вполне молодые люди, которые ещё могут работать и стремятся обрести новый круг общения.
Обучение компьютерной грамотности — услуга весьма востребованная со стороны пенсионеров, и продолжение работы курсов необходимо. Об этом говорилось на пресс-конференции по итогам проекта, на которой присутствовали сотрудники пенсионного фонда, управления социальной защиты населения, администрации города, бывшие курсанты и представители СМИ. Одно из главных пожеланий к организаторам проекта — не прекращать этой работы. Представители пенсионного фонда и соцзащиты напомнили о том, что пенсионеры имеют возможность посещать сайты этих организаций для ознакомления с последними новшествами в пенсионном обеспечении и льготных выплатах.
В результате реализации проекта пенсионеры получили возможность общаться через Интернет, бывшие северяне-переселенцы смогли лучше узнать город и его окрестности благодаря электронному путеводителю «Знакомьтесь: Назарово». Проект получил высокую оценку со стороны управления пенсионного фонда РФ по городу Назарово и Назаровскому району и управления социальной защиты населения администрации города Назарово. Библиотека тоже оказалась в выигрыше: мы оборудовали компьютерный класс, провели дополнительное обучение сотрудников, расширили спектр услуг по формированию информационной культуры личности. Мы планируем продолжать эту работу для остальных категорий населения города.

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы